"Румыния остается второсортной страной": обзор СМИ Румынии

"Великая Румыния" 1918-1939 гг. «Великая Румыния» 1918-1939 гг.

Вхождение Румынии в Шенген : «Пора исключать Францию из Шенгена». Румыния — Молдавия: «Если вы хотите увидеть, на что похожа жизнь в средневековье, приезжайте в Молдавию». Экономический и политический кризис: «Бэсеску превратился в президента-созерцателя, который смиренно наблюдает за тем, как рушится всё, что он пытался построить».

Вхождение Румынии в Шенген: «Пора исключать Францию из Шенгена»

Французы и немцы сказали нам прямо: вы не заслуживаете вхождения в Шенгенскую зону, потому что хотите оставаться второсортной страной, где законы принимаются только для того, чтобы их нарушать, а вороватые политики остаются безнаказанными, пишет Romania Libera в материале под заголовком «Румыния Second hand». Румыния остаётся второсортной страной, потому что у нас случается, что госсекретарям предлагают взятку в миллион евро прямо на рабочем месте в министерстве внутренних дел. Румыния остаётся подобного рода страной, потому что парламент противится аресту одного из депутатов, обвинённого в шантаже и насилии. Румыния остаётся посредственной страной, потому что досье одного из бывших премьер-министров, обвинённого в коррупции (Имеется в виду экс-премьер от Социал-демократической партии Адриан Нэстасе , которому предъявлены обвинения в коррупции и взяточничестве. Румынская прокуратура считает, что с 2000 по 2004 годы, возглавляя правительство, Нэстасе получил взятки на сумму в $1,76 млн — прим. ИА REGNUM ), залежалось на четыре года в суде. Румыния останется второразрядной страной, пока каждый третий румын говорит, что был вынужден дать взятку в этом году, и пока взяточничество будет считаться официальной традицией в этой стране. В Румынии, ничего невозможно сделать без того, чтобы иметь «кого-то» в госучреждении, потому что привычнее жить по воровским законам. Румыния останется такой страной, пока в обществе всё решается посредством знакомств и подарков, как в архаичных обществах. Так же работает и политический мир.

Румыния остается второсортной страной, потому что не захотела или не смогла перейти к западной форме организации, потому что политика является ареной, на которую вступают лишь те, кто хочет разбогатеть, а вовсе не те, кто хочет изменить положение дел, продолжает Romania Libera. Потому что здесь легче стать министром, чтобы обогатиться, нежели сперва разбогатеть честным путём, а затем податься в политику. В отличие от западных стран, в Румынии до сих пор самым коротким путём для достижения личного благосостояния является госслужба. Декларации о доходах парламентариев, хотя и не полностью восстанавливают историю пополнения их имущества, всё же показывают, что многие из них разбогатели как раз когда были избраны. Казино капитализма продолжает быть успешным даже в период кризиса, так как госуда
61fe
рственные закупки увеличились относительно прошлого года, и «клиенты» правящих партий стали процветающими, вместе со своими политическими покровителями.

Румыния остается второсортной страной, потому что не хочет вывести из игры тех государственных служащих, которые преследуют свои собственные ненасытные интересы, а статистика Генеральная прокуратуры показывает, что только 1,3 процента из направленных в суды дел связаны с преступлениями в области коррупции, пишет Romania Libera. Румыния остается второсортной страной, потому что первыми, кто игнорирует законы, являются сами чиновники. Кроме того, согласно исследованиям DNA, наиболее коррумпированными чиновниками, претендующими на самые высокие взятки, являются судьи, потому что в их руках хлеб и нож: это как раз те, кто задерживают рассмотрение дела о коррупции Нэстасе на четыре года и, вероятно, это именно они будут спасать честь чиновников из Либерально-демократической партии (ЛДП). Судьи, однако, заботятся и о госслужащих или политиках, которые не имеют достаточного влияния, и которых судят по скорому: Европейская комиссия ещё летом прошлого года обратила внимание Румынии на то, что в 75 случаях коррупции на высоком уровне, применяются минимальные наказания. Румыния остается второразрядной страной, потому что допускает воровство, а потом ещё и покрывает воров, потому что предпочитает форму без содержания, потому что не обладает необходимой для модернизации силой воли и всё глубже проваливается в романтический фатализм: мол, Запад нас дискриминирует, подводит итог издание.

Во время визита председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу в Бухарест Румыния демонстративно подписала договор с Республикой Молдова относительно её границы и безопасности, пишет InPolitics. Вскоре после этого президент Республики Молдова Михай Гимпу объявил договор неконституционным. И кто же теперь понесёт ответственность за этот масштабный промах? В какой степени этот политический шаг повлиял на решение Германии и Франции не принимать Румынию в Шенгенскую зону? Президент Траян Бэсеску , министр иностранных дел Теодор Баконски , премьер-министр Эмиль Бок и вся шумная команда ЛДП сетуют, что относительно Румынии поступают крайне несправедливо. В том смысле, что нас не пускают в Шенгенскую зону.

Шенгенская зона означает, что каждый гражданин Румынии может путешествовать абсолютно свободно внутри Европейского cоюза, без того чтобы регистрироваться в статусе иностранца, въезжающего на территорию другого государства, продолжает InPolitics. В рамках Шенгенской границы уже не существует границ, и нет иностранцев. Таким образом, после вступления в Шенген румыны получат множество преимуществ от возможности работать и зарабатывать деньги в любой точке Европы и сполна пользоваться правами, предоставляемыми местным законодательством. Это выгодно не только в контексте достигаемого психологического эффекта, и не только с точки зрения свободного передвижения, но и в чисто финансовом смысле, что будет весьма существенно и рано или поздно отразится на каждой румынской семье. Почему же мы не входим в Шенгенскую зону?

Когда власти из Бухареста заявляют, что с нами поступают несправедливо, и когда наши чиновники мямлят в Германии и Франции свои обвинения о том, что те использовали свое право вето относительно вступления Румынии в Шенгенское пространство, они забывают или делают вид что забывают — за этими их словами скрывается весьма грубая ложь, пишет InPolitics. В чём состоит эта ложь? Вступлению в Шенгенскую зону предшествует соблюдение ряда технических условий. И мы не соблюли некоторые из этих технических условий, касательно обеспечения безопасности наших границ с неевропейским пространством. Одной из предпосылок обеспечения безопасности этих границ явился договор с Республикой Молдова. Договор, подписанный на коленке. И объявленный неконституционным президентом Республики Молдова.

Кто же в этом виноват? — задается вопросом InPolitics. Являются ли виновными Германия и Франция, которые вставляют нам палки в колеса, или виновны те, кто принимает решения в Бухаресте, и кто на скорую руку подписали договор, не стоящий и выеденного яйца? Если бы этот договор имел хоть какую-то силу, то он означал бы, что мы выполнили все условия для получения права быть принятыми в Шенгенскую зону. Не нужно быть большим специалистом в области дипломатии, чтобы знать, что, когда дело доходит до заключения и подписания договора, в первую очередь следует убедиться, что другая сторона обладает правом выступать от имени соответствующего государства. Это именно то, что должен был сделать и не сделал Теодор Баконски в качестве главы румынской дипломатии и как будущий кандидат в президенты, по мнению Траяна Бэсеску. Это именно то, что должно было сделать руководство Службы внешней разведки Румынии. Это именно то, что должен был сделать премьер-министр. Это именно то, что должен был сделать президент Румынии. Как бы там ни было, мы действуем в румынском стиле. Мы попытались обмануть наших партнеров из ЕС. И теперь они же в этом и виноваты? — задается вопросом издание.

Справка ИА REGNUM : Переговоры по базовому политическому договору и соглашению о государственной границе Молдавия и Румыния безуспешно вели с 1995 года. При этом официальный Кишинев на протяжении всех этих лет выступал за скорейшее подписание данных документов и называл отсутствие данных соглашений главным препятствием для нормализации отношений между странами. В свою очередь, президент Румынии Траян Бэсеску неоднократно заявлял, что Бухарест не усматривает необходимости в подписании договора о границе и базового договора с Молдавией, поскольку данный формат документов, по его мнению, является «устаревшим», а также, что подписание этих документов сделает его «партнером Молотова и Риббентропа «. Одним из результатов пакта Молотова-Риббентропа стало возвращение СССР Бессарабии, оккупированной Румынией с декабря 1917 по июль 1940 года. Тем не менее, после состоявшегося в октябре 2010 года визита в Бухарест канцлера Германии Ангелы Меркель , указавшей Бухаресту на необходимость подписания договора о границе с Молдавией, премьер-министр РМ Владимир Филат и глава МИД Румынии Теодор Баконски 8 ноября подписали Договор о режиме государственной границы, сотрудничестве и взаимопомощи в приграничных вопросах. В то же время в Бухаресте заявили, что подписание договора о границе не означает признания этой границы, однако под давлением Франции, пригрозившей закрыть для Румынии путь в Шенген, Бухарест все-таки признал границу с Молдавией. Стоит также отметить, что после подписания договора о молдавско-румынской границе тогдашний и.о. президента Молдавии Михаил Гимпу заявил, что данное соглашение является неконституционным, поскольку премьер-министр Владимир Филат не имел полномочий подписывать подобный документ. Однако спустя несколько дней, после опровержения этих заявлений с румынской стороны, Гимпу заявил, что более не считает данный документ неконституционным.

Румыния угрожает заблокировать присоединение Хорватии к Евросоюзу, если ее не допустят в Шенгенское пространство, пишет Adevarul. Министр иностранных дел страны Теодор Баконски в интервью изданию не только заявил о готовности блокировать расширение ЕС, но и заявил о возможности одностороннего выхода Румынии из Механизма сотрудничества и проверки, созданного Еврокомиссией для определения хода реформ в области юстиции и борьбы с коррупцией. Теодор Баконски назвал механизм «средством давления», выразив сомнения в том, что прямые румыно-французские и румыно-германские переговоры дадут эффект. «Если Механизм будет использоваться не только как средство сотрудничества, но и в контексте давления в других областях, нет необходимости его и дальше сохранять. Давайте рассмотрим ситуацию с Хорватией. Мы поддерживаем любое расширение ЕС на Западных Балканах. Но не можем принять его без Механизма проверки и сотрудничества», — сказал министр.

Президент Румынии Траян Бэсеску признал политическую ответственность за блокирование присоединения страны к Шенгенскому пространству, пишет Mediafax. На заседании Высшего совета магистратуры Бэсеску заявил: «Я принимаю политическую ответственность за задержку вступления Румынии в Шенгенское пространство, потому что я — глава государства, и кто-то эту ответственность должен нести». Кроме того, президент признал, что французские и немецкие требования решить окончательно вопрос о присоединении страны, на основе отчета Еврокомиссии о ходе реформ в области правосудия и борьбы с коррупцией, согласно положениям Механизма сотрудничества и проверки, обоснованны и прописаны, как одно из условий интеграции Румынии в Шенгенскую зону. Траян Бэсеску подчеркнул очевидность того факта, что главные проблемы страны лежат в области правосудия, и в этом контексте «каждый должен отныне нести персональную ответственность».

В свою очередь министр иностранных дел Теодор Баконски отказался подать в отставку после провала попыток Румынии присоединиться к Шенгенскому пространству, пишет Mediafax. По мнению главы румынской дипломатии, не существует оснований для отставки, так как МИД справился с поставленными перед ним в процессе присоединения задачами. Теодор Баконски добавил, что глава правительства Эмиль Бок может отправить его в отставку, но сам он делать этого не собирается. Министр отметил, что претензии к Румынии, выдвинутые на основании Механизма сотрудничества и проверки Еврокомиссии, отслеживающей ход реформы судебной системы и борьбы с коррупцией, не имеют связи с его министерством, отвечающим за внешние связи страны.

Между тем Венгрия, председательствующая в Европейском союзе с 1 января с.г. уже подтвердила, что Румыния и Болгария не войдут в Шенгенское пространство в марте 2011 года, пишет Mediafax. Министр внутренних дел Венгрии Шандор Пинтер заявил, что обе страны должны выполнить еще «некоторые условия» перед вступлением в Шенген. «Как следствие, обе эти страны не смогут присоединиться этой весной к Шенгенскому пространству», — заявил он, отметив, что присоединение все же может состояться в июне текущего года, если Бухарест и София проведут необходимые реформы.

Депутат Европарламента от Румынии Адриан Северин заявил, что Франция заслуживает быть исключенной из Шенгеской зоны, пишет Evenimentul Zilei. «Если перед нами выдвигают новые условия, связанные с коррупцией, то я думаю, что пора исключать Францию из Шенгенского пространства. В частности, оказываемый Францией на Румынию прессинг с тем, чтобы Румыния заключала выгодные коммерческие контракты именно с Францией, являются проявлениями коррупции со стороны самой Франции. Так что я думаю, что правительство Франции не имеет морального права читать нам лекции про коррупцию», — заявил Адриан Северин. Он также отметил, что «стратегическое партнерство Румынии с Францией на сегодняшний день мертво».

Румыния — Молдавия: «Если вы хотите увидеть, на что похожа жизнь в средневековье, приезжайте в Молдавию»

Одной из целей нового правительства Молдавии должно стать изменение менталитета людей, пишет Cotidianul. Человек с менталитетом раба не может быть свободным. Поэтому в школах Бессарабии следует ввести новый предмет: «Наше достоинство», который бы являлся обязательным, а не факультативным. Национальное и человеческое достоинство — это то, что необходимо бессарабцу, чтобы выкарабкаться из нищеты.

Некоторое время назад в одной американской газете можно было прочитать следующие строки: «Если вы хотите увидеть, на что похожа жизнь в средневековье, приезжайте в Республику Молдова. Люди здесь всё ещё возделывают землю деревянным плугом, косят пшеницу серпами, ухаживают за землёй голыми руками, застилают полы коврами, носят крестьянские кафтаны и вполне счастливы». Молдаване трудолюбивый народ, народ добрый, но счастливым назвать его никак нельзя, продолжает Cotidianul. Это народ, который неизменно постигают неудачи. Почему это происходит? Порок в том, что молдаване не могут различить добро и зло. На протяжении всей историй каждый встречный мог обмануть их, убедить голосовать против самих себя, против собственных детей, против собственного народа.

Свобода для любого народа является святыней, пишет Cotidianul. Если у вас нет свободы, у вас нет ничего! Ни нефти, ни дешевого газа или «большого брата». И молдаване хотят свободы не только для себя. Они хотят её для всех, в том числе русских, украинцев, гагаузов, болгар… Чтобы всем вместе войти в Европу и построить процветающее будущее.

Те, кто в Кишиневе приняли решение создать проевропейский, а не антиевропейский правящий альянс, подумали о своих детях и внуках, и они войдут в Книгу истории, как люди мужественные, как решительные личности, и их не будут звать Иудами, продолжает Cotidianul. Место Республики Молдова — в Европе, она находится тут не только с точки зрения географии, но и всеми мечтами и надеждами. Будущее каждого народа находится в его собственных руках. И бессарабцы должны решить ее. А политики могут подать эту надежду, чтобы порадовать народ и Бога своими решениями, подводит итог издание.

Экономический и политический кризис: «Бэсеску превратился в президента-созерцателя, который смиренно наблюдает за тем, как рушится всё, что он пытался построить»

2010 год был годом кризиса в Румынии, пишет Romania Libera. У нас был глубокий кризис, но ничего хорошего он не принёс. Будем надеяться, что хоть 2011 год принесет первый здоровый кризис за последние 100 лет.

Румынский кризис 2010 года был плохим кризисом, продолжает Romania Libera. Куда ни глянь, все важные для румынского общества показатели находились в 2010 году «в критическом состоянии», под угрозой неминуемого краха. А в это время общественная дискуссия по этой теме достигла состояния какофонии. Личная драма электрика с TVR, который в знак протеста бросился с балкона парламента, лучше всего символизирует 2010 год: отчаяние, направленное в ложное направление возмущение и неадекватные решения.

Самой большой ошибкой правительства Бока в 2010 году оказалось сокращение зарплат на 25%, и неспособность найти выход из сложившейся ситуации, пишет Romania Libera. В отсутствии каких-либо правоцентристских политических принципов, а также интеллектуального вклада со стороны экспертного сообщества, правительство Бока блуждало между снижением заработных плат и пенсий, сокращением сотрудников государственного аппарата и бюджетной сферы и повышением налогов. Результатом стала национальная депрессия, подпитывающая безмолвное отчаяние. Правительство потеряло доверие, а его легитимность не может выбраться из болота некомпетентности и коррупции, в котором оно погрязло. Если бы не конкретные требования МВФ , правительство и сейчас бы бродило по кругу. Главная правящая партия — ЛДП — была не в состоянии за год честно сформулировать вопросы, не говоря уже об ответах, о том, чего она хочет добиться в эпоху пост-Бэсеску, и кто является наиболее подходящим для воплощения задуманного. Партия не сделала этого, и теперь она стагнирует в коррупции и моральном падении, чем становится похожей на своих предшественников во власти из Социал-демократической партии (СДП).

Что касается оппозиции, то она пополнилась новыми лидерами, но так и осталась обезглавленной, продолжает Romania Libera. В условии отсутствия реальных решений, без четких приоритетов, не имея конкретных интересов, которые надо защищать, дуэт СДП-НЛП (Национал-либеральная партия) перешёл в наступление по всем направлениям, но потерпел поражение. А некогда гордый призыв к борьбе за права трудящихся в случае румынских профсоюзов стал больше похож на блеяние безвольных овец. Что касается Траяна Бэсеску, то он превратился в президента-созерцателя, который смиренно наблюдает за тем, как рушится всё, что он пытался построить.

Как же нам в таких условиях извлечь пользу из этого кризиса? — задается вопросом Romania Libera. В последний раз Румыния извлекла пользу из кризиса в 1916 году. Мы поздно вступили в войну, вступили неподготовленными и плохо вооруженными. Хотя у нас были в распоряжении два года, всё же Макензен (германский генерал-фельдмаршал, под руководством которого немцами был осуществлен разгром Сербии и Румынии — прим. ИА REGNUM ) оккупирует Бухарест. Тем не менее, два года спустя была создана Великая Румыния (В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, с 1812 года входившую в состав России и никогда ранее не являвшуюся частью Румынии, аннексия которой никогда не признавалась СССР. 1 декабря 1918 года собравшееся в Алба-Юлии собрание представителей румынского населения Трансильвании, являвшейся частью Австро-Венгрии, приняло решение о присоединении к Румынскому королевству — прим. ИА REGNUM ). Цена была высока, но это было решающим моментом для румынской идентичности.

Сегодня Румынии необходимо принимать, конечно, менее драматичные решения, но имеющие не менее важное значение для будущего, и 2011 является годом, когда они должны быть приняты, продолжает Romania Libera. Из трусости, некомпетентности и коррупции мы надолго отложили момент принятия серьёзных решений. В 2011 наступит момент истины. Румыния, конечно, не может полностью отказаться от социальной функции государства, но вынуждена переосмыслить этот вопрос с целью снижения нагрузки на бюджет, а также поддержки рынка труда. В противном случае, мы так и будем до бесконечности «перераспределять» эту бедность. Реформирование социального государства должно начаться в 2011 году.

Начиная с нового года правительство должно принять меры по сокращению государственного аппарата, которых не приняло в 2010 году, пишет Romania Libera. История с сокращением заработных плат на 25% была ошибкой, и нанесла больше вреда, чем пользы, и пострадавшим от неё, и самому правительству, поэтому её поскорее следует закончить. В 2010 году попытки реформ не удались, поскольку каждому учреждению было поручено собственное саморегулирование. Но никто, особенно в госаппарате, добровольно не захочет отрезать себе ногу. Для таких случаев существует ещё одно решение — «хирург» извне — так называемые независимые эксперты, возможно, «импортируемые» из Германии или США, которые могут изучить эффективность государственных институтов и порекомендовать необходимые сокращения. Если же профсоюзы органов публичного управления восстанут против этих мер и попытаются ввергнуть государство в еще более глубокий кризис, тем лучше. Ведь в таком случае у нас появятся доказательства того, что большинство государственных служащих являются бесполезными.

Вторым кризисом, который был бы желательным в 2011 году — стал бы кризис ЛДП до или во время съезда, который либерал-демократы проведут в марте, продолжает Romania Libera. Эмиль Бок может оставаться председателем партии, но больше не может оставаться премьер-министром. В любом случае, ЛДП должна выбрать путь, пока окончательно не погрязнет в стагнации.

Еще одним хорошим кризисом для Румынии является вхождение в Шенгенскую зону, пишет Romania Libera. Шенгенская проблематика имеет четыре измерения: коррупция, реформа судебной системы, интеграция цыган и паспорта для молдаван. Одно из них, геополитическое — выдача паспортов. И хотя Румыния выдала молдаванам меньше паспортов, чем это сделала Болгария, и чем собирается выдать Венгрия, председательствующая в ЕС, мы начали этим хвастаться во всеуслышание, тем самым совершив ошибку. Теперь мы должны поработать с немцами, чтобы объяснить Европе, что речь не идёт о расширении ЕС через «заднюю дверь». Относительно стратегии для цыган, мы настаиваем на европейском решении. Виктор Орбан (премьер-министр Венгрии — прим. ИА REGNUM ) сделает то же самое, но в выигрыше в итоге окажутся французы, которые требуют национальной стратегии интеграции, как признака того, что румынское правительство принимает на себя ответственность. Всем уже давно стало понятно, что реформа судебной системы возможна лишь путем внесения изменений в конституцию, и в этом году обсуждение должно быть возобновлено. Что же касается коррупции, то тут всё просто: парламентское большинство должно позволить отправить в суд громкие дела по коррупции до марта.

Денег для инвестиций и на «программы экономического восстановления» в 2011 году не предусмотрено, продолжает Romania Libera. А значит жёсткая экономическая политика будет продолжаться, возможно, еще более резко. Будет продолжаться и политическая война, которая станет ещё более кровавой. Весьма вероятна попытка отправить в отставку Бэсеску. А будущая власть должна решить политические и экономические проблемы, восстановить доверие и легитимность правления и придать смысл жертвам, на которые должны пойти люди для восстановления надежд, утраченных в 2010 году, подводит итог издание.

Без рубрики