Для реконструкции Международного аэропорта «Казань» (МАК) удалось привлечь инвесторов из Болгарии. Создание СП на базе авиакомпании «Татарстан» и международного аэропорта «Казань» одобрила ФАС.
Тем не менее, эксперты сомневаются, что МАК будет приведен в надлежащее состояние к Универсиаде 2013 года, поскольку ФАС раздумывала над согласованием полтора года и необходимое время было упущено. Как пишет газета «Коммерсантъ. Казань» в ноябре прошлого года ФАС одобрила создание совместных предприятий с болгарскими инвесторами — с «Химимпортом» и «Есканией Русия» на базе имущества ОАО «Международный аэропорт «Казань» и ОАО «Авиакомпания «Татарстан». Однако о намерении учредить татарстано-болгарское ОАО УК «Татарстан-Авиа» сообщалось еще в июле 2008 года. Предполагалось, что Татарстан оплатит свои 50% акциями госхолдинга «Татарстан-Авиа», а болгарская сторона — денежными средствами.
Минземимущества республики подало в ФАС ходатайство об одобрении этой сделки, но получило отказ. Антимонопольная служба исходила из того, что создание данного СП «противоречило бы концепции развития гражданской авиации в России, которая разделяет аэропортовый бизнес с бизнесом авиакомпаний».
В результате вместо одного СП в Татарстане решили создать два: ЗАО «Татавиа» с уставным капиталом 3 млрд рублей, в которое республика планировала внести имущество МАК, а болгарская сторона — $50 млн, и ЗАО «Татаэро» с уставным капиталом 1,36 млрд рублей, в которое республика внесла бы имущество АК «Татарстан», а болгарская сторона — 680 млн рублей. Ходатайство было подано в ФАС еще в конце марта прошлого года. Однако ФАС задержалась с ответом. По словам гендиректора АК «Татарстан» Руслана Шакирова, вопрос рассматривался на правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, которую возглавляет премьер-министр Владимир Путин .
Как сообщил Руслан Шакиров, изначально планировалось, что болгары инвестируют $50 млн в развитие аэропорта и $20 млн в АК «Татарстан», но «теперь суммы будут корректироваться в сторону увеличения».
Участники рынка сомневаются, что республика успеет провести реконструкцию в намеченных параметрах. В частности, председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким считает, что «за два оставшихся года осуществить какие-либо серьезные преобразования в аэропорту Казани нереально, и много времени было потеряно зря». Кроме того, сейчас все будет делаться в спешке, без проведения тендеров и конкурсов. А результат в таких обстоятельствах всегда соответствующий.
Согласно уточненному плану модернизации МАК, предложенному болгарскими инвесторами, пропускная способность МАК к Универсиаде 2013 года должна достигнуть 3,2 млн пассажиров в год.