Хроника «горячего месяца» 10 декабря 2010: Мощная манифестация нескольких тысяч верующих перед министерством образования, протестующих против запретов на ношение хиджаба в школах. Акция была разогнана силами правопорядка, десятки участников задержаны.
11 декабря: Пятеро из 16 задержанных участников акции верующих перед зданием Минобразования освобождены после сделанного им предупреждения, четверо оштрафованы, а семеро приговорены к различным срокам административного ареста.
13 декабря: Информированный официальный источник сообщает, что власти решительно настроены искоренить ношение хиджаба в школах и будут предприняты все меры для этого. Позиция властей такова, что ношение хиджаба детьми — недопустимо.
14 декабря: Министр образования Мисир Марданов подтвердил свою позицию, что «школьники должны ходить в единой школьной форме». Он заявил, что располагает информацией о том, что митинг верующих организован зарубежными и внутренними силами.
15 декабря: В районном центре Масаллы на юге страны состоялось шествие верующих в поддержку хиджаба. Трое организаторов акции задержаны и им сделано административное предупреждение.
15 декабря: Руководители ряда религиозных организаций приняли обращение к верующим с просьбой не проводить акции 16 декабря — в день Ашуры, аргументируя это тем, что протесты против запрета на ношение хиджаба в дни траура могут быть использованы для провокаций.
17 декабря: Жители Нардарана и других Бакинских сел осуждают запрет на ношение школьницами хиджаба и продолжат акции протеста, заявил глава Общественного объединения защиты прав и свобод человека Расим Ализаде.
18 декабря: В поселке Нардаран близ Баку состоялась акция протеста местных жителей против запрета на ношение хиджаба в школах. Участники акции скандировали «Умрем, но от хиджаба не откажемся!» и сожгли портрет министра образования.
23 декабря: Группа религиозных деятелей организовала круглый стол и потребовала от властей отменить запрет на ношение хиджаба.
24 декабря: Сотни верующих собрались перед мечетью в Гяндже, выражая протест против запрета на ношение хиджаба. Акция была разогнана и 10 человек были задержаны. Акция состоялась в момент празднования в городе дня рождения президента.
25 декабря: В поселке Ходжасан Бинагадинского района Баку группа жителей совершила нападение на местную школу и разбила стекла окон в знак протеста против запрета на ношение хиджаба ученицами. Три нападавших были задержаны и приговорены к 10 суткам административного ареста.
28 декабря: Иранский Айатолла Макарем Ширази вынес фетву, имеющую силу закона для верующих шиитов, по поводу запрета на ношение хиджаба в азербайджанских школах.
3 января 2011: В поселке Нардаран собрано более 2500 подписей под петицией к президенту Ильхаму Алиеву с просьбой отменить запрет на ношение хиджаба в школах.
6 января: Лидер Исламской партии Азербайджана Мовсум Самедов в резкой форме осудил власти за запрет на ношение хиджаба в школах и призвал народ положить конец де
3473
спотическому режиму.
7 января: Лидер Исламской партии Мовсум Самедов и еще трое ее представителей задержаны по обвинению в подготовке терактов и беспорядков.
9 января: Задержан полицией, но впоследствии освобожден известный ахунд мечети Мешеди Дадаш Шаин Гасанлы.
10 января: Управление мусульман Кавказа выступило с заявлением, в котором осудило «незаконное и безответственное» выступление председателя Исламской партии Мовсума Самедова на Верховном меджлисе партии.
10 января: Исламская партия Азербайджана выступила с заявлением, осуждающим давление властей на членов партии и «необоснованные» обвинения в их адрес. Авторы заявления требуют прекращения «заказных» репрессий и освобождения арестованных.
10 января: Министр образования Мисир Марданов несколько смягчил позицию и, выступая по телевидению, призвал родителей девочек, носящих хиджаб, прийти в школы и решить этот вопрос на месте с руководством учебного заведения.
10 января: Группа теологов распространило сообщение об отмене назначенной на 12 января акции в поддержку хиджаба в мечети «Таза пир», в связи с наметившейся вроде бы тенденцией позитивного решения данной проблемы.
11 января: В Гяндже полиция задержала 30 верующих, часть из которых приговорены к административному аресту. Причины задержания верующих не сообщаются.
11 декабря: Совместное заявление Генпрокуратуры и МВД Азербайджана, в котором арестованному председателю исламской партии Мовсуму Самедову
инкриминируется нарушение общественного порядка, подготовка террора и незаконное хранение оружия. Сообщается, что во время обыска в доме и магазине его двоюродного брата обнаружены 20 ручных гранат (F-1), два автомата «Калашникова», 60 патронов и четыре магазина.
12 января: Близкая к официальному Тегерану Иранская партия коалиции осудила запреты в Азербайджане на ношение хиджаба в школах и арест лидера Исламской партии Мовсума Самедова. В заявлении партия расценила произошедшее, как «стратегическую ошибку», после которой «гнев верующих будет неуправляем» и призвала власти Азербайджана не противопоставлять себя мусульманам и освободить арестованных.
***
Отрезок времени протяженностью примерно в один месяц — с 10 декабря по 12 января — оказался на редкость насыщенным, напряженным и интригующим в аспекте коллизий, вызванных запретом властей на ношение хиджаба в школах и протестной реакцией верующих на это. Как видно из приведенной хроники, острая проблема хиджаба еще далека от разрешения и в сложившейся ситуации резкой активизации и политизации исламского фактора предсказать дальнейший ход событий в стране крайне трудно.
Как мы уже писали в ИА REGNUM, вплоть до последнего времени ислам находился в Азербайджане на периферии политической жизни, не оказывая существенного влияния на ход развития общественно-политических процессов. Но, судя по всему, начинает постепенно сбываться то, что прогнозировали еще несколько лет назад многие отечественные и зарубежные эксперты: девальвация авторитета власти, оппозиции и Запада, на фоне роста общего социального недовольства, может усилить происламские настроения в обществе и канализировать протестные настроения в религиозное русло.
Нельзя сказать, что властные структуры, не обращали внимания на подобные прогнозы. Напротив, стремясь не допустить развития событий по такому сценарию, они, как всегда, переусердствовали и взялись за дело совсем не с того конца. Вместо того, чтобы направить усилия на конструктивное решение всего комплекса политических, экономических и социальных проблем, служащих основным источником роста протестных настроений в обществе, властные структуры взяли курс на ограничение свободы совести и ущемление прав верующих. Так, к примеру, осуществленные только за последний год кампания по закрытию или сносу целого ряда мечетей, попытки запрета озвучивания азана через усилители, введение религиозной цензуры, поправки в законы, запрещающие деятельность религиозных общин не имеющих госрегистрацию, а также недопущение лиц в хиджабе в учебные заведения — всё это лишь наращивало общее недовольство в обществе и содействовало только росту авторитета ислама и различных религиозных сил. Своими чрезмерно жесткими и зачастую неоправданными антирелигиозными действиями властные структуры только усугубляли ситуацию и усиливали социальный спрос на активизацию исламского фактора. Вместе с тем, изначально было очевидно, что массовое нарушение свободы совести и прав верующих на руку лишь определенным радикальным группировкам в стране и их религиозным эмиссарам за пределами Азербайджана, стремящимся разыграть в своих политических целях исламскую карту. И эти силы сегодня уже находятся в состоянии готовности.
Непродуманные действия властей по жесткому запрету ношения хиджаба в школах, наложившись на общий ход развития политической и социально-экономической ситуации в стране, способствующей эскалации недовольства, сыграли роль детонатора. Власти сами сформировали ситуацию, содействующую стремительной политизации исламского фактора и активизации внутренних и внешних сил, заинтересованных в том, чтобы сыграть на этом факторе. Иран уже держит руку на пульсе «горячих событий», разворачиваемых в Азербайджане. С тех пор, как Азербайджан выступает на политической арене в качестве независимого государства, активно сотрудничающего с США и Израилем, для Ирана вопросом номер один является усиление в шиитском Азербайджане религиозной и проиранской ориентации. К слову сказать, вмешательство иранской стороны в религиозном вопросе стало за последнее время третьим по счету. В первый раз это было связано с попыткой запрета в Азербайджане азана, второй раз в связи со сносом мечети «Фатмеи Захра». Примечательно, что в обоих случаях власти Азербайджана пошли на попятную и уступили давлению Ирана. Как будет на этот раз?..
Власти, по сути, загнали себя в патовую ситуацию. Если они сделают шаг назад в вопросе хиджаба, то заслужат уважение и снимут напряжение, но позиции верующих укрепятся еще больше, а силы, играющие на этом факторе, будут наращивать потенциал и ждать нового повода. Видимо, осознавая это, власти пытаются действовать предельно жестко и ослабить верующих. В этом плане можно ожидать, что давление на религиозные общины, в том числе и Управление мусульман Кавказа, будет усиливаться, и 2011 год станет годом притеснения верующих. Это можно расценить и как своеобразную подготовку к 2013 году, когда состоятся очередные президентские выборы. Но такой жесткий курс малоперспективен и весьма опасен для власти — поскольку ещё более ослабит социальную базу правящей элиты. Ведь, несмотря на острый резонанс в стране темы хиджаба и расхождение взглядов граждан, в общественном мнении доминирует позиция солидарности с верующими в данном вопросе. Официальные структуры пока не желают считаться с мнением общества, по-прежнему уповают лишь на репрессивные меры и упорствуют в данном вопросе. При этом, в подкрепление своей правоты они не могут привести никакого резонного довода, кроме ссылки на то, что мы светское государство.
Вместе с тем, наблюдения за доминирующими тенденциями в политической, культурной и экономической жизни страны свидетельствуют о другом — о движении в сторону советской, а не светской модели государственности. Ведь пропагандируемая и целеустремленно реализуемая правящим режимом модель государственности не приемлет не только азан, хиджаб, обилие мечетей, свободу совести и рост авторитета религии. В реальной практике мы видим, что этой модели в не меньшей мере чужды также честные выборы, разделение властей, верховенство закона, конкурентные отношения, либеральные реформы, мнение общества, автономия личности, свобода слова и собраний, политический и экономический плюрализм.
Вопрос, таким образом, не только и не столько в хиджабе, а в той модели государственного управления, которая преподносится как светская и демократическая, а на самом деле (по доминирующим тенденциям) начинает все больше уподобляться советской тоталитарной системе. Государство, от имени которого выступает чиновничье-олигархический класс, осуществляет постоянную и бесцеремонную интервенцию во все сферы общественной и частной жизни, стремясь регламентировать буквально всё: кому как жить, куда шагать, с кем дружить, что одевать, во что верить, что читать и говорить. Вместо характерного для демократических стран принципа разрешается всё, что не запрещается, в стране реанимируется прежний порочный принцип — запрещается всё, что не разрешается. Не желая считаться ни с веяниями современного мира, ни с мнением общественности, ни с требованиями традиций и законов страны, наш чиновничье-олигархический класс сегодня может запретить (и запрещает) хождение в хиджабах, а завтра с таким же неуспехом может повернуть всё наоборот и запретить хождение без хиджаба. Ведь, по сути своей, азербайджанское чиновничье-олигархическое государство, привыкшее владеть, командовать всем и всеми, пока ещё очень далеко от принципов демократического, правового и светского государства. По духу своему оно всё ещё советское, всё ещё тоталитарное. Это рельефно проявилось и в вопросе хиджаба.