«Вполне возможно, что в результате референдума в Судане, Южный Судан обретет государственность. Что касается политических последствий проведения референдума о судьбе Южного Судана, я считаю, что на Африканском континенте создается прецедент мирного решения подобных сложных геополитических спорных вопросов. Например, народ Западной Сахары уже 20 лет ожидает подобного референдума, который окончательно решил бы судьбу государственности Сахарской арабской демократической республики», — заявил в прямом эфире арабского вещания телекомпании Russia today директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов , комментируя начавшееся проведение референдума о государственности Южного Судана.
«Сегодня отрабатываются механизмы мирного разрешения конфликтов заложенных еще в эпоху деколонизации Африканского континента. Президент Судана Омар Аль-Башир — мудрый человек и он обязательно примет решение своего народа, выраженное в результатах проводимого референдума. Но важно понимать, что Южный Судан как отдельное самостоятельное государство не жизнеспособен отдельно от Судана, без объединённой экономики, без единого военно-политического пространства. Поэтому, я полагаю, в Судане в результате разделения страны на южную и северную части будет учреждено некое подобие федерации или ассоциации суданских государств из двух или более равноправных субъектов», — заявил эксперт.
Отвечая на вопрос о возможном возобновлении вооруженного конфликта в Судане, Мартынов отметил, что «референдум для того и проводится, чтобы избежать военного противостояния, для решения сложных спорных вопросов именно мирным путем. Решение о проведении референдума было принято более 5 лет назад, когда между конфликтующими сторонами было достигнуто соглашение о прекращении огня и была остановлена гражданская война в Судане. Однако существует серьезная проблема принадлежности провинции Абей, на границе между севером и югом где находится крупнейшее месторождение нефти в Африке. Вопрос принадлежности или раздела этой провинции между севером и югом является наиболее опасным для будущей государственности Южного Судана.
Вообще, будущее суданской государственности не в окончательном распаде крупнейшей страны Африки на несколько частей, а в разделе для дальнейшего объединения в федерацию суданских государств с общей экономикой и общей политической властью. Надеюсь, что в этом заинтересовано все мировое сообщество, поддерживающее референдум в Судане», — заключил эксперт.