Дорога, вымощенная камнем, популярна с давних времён. Сначала камень использовали в необработанном виде, потом с помощью резки и шлифовки ему стали придавать кубическую форму – таким образом появилась брусчатка (англ. sett) – прочный, надёжный, натуральный камень, первые признаки разрушения которого проявлялись только более чем через 200 лет. Так этот каменный агрегат начал широко применяться при строительстве различных дорог, мостов, набережных, пешеходных тротуаров и т.д.
Описание брусчатки
Данная горная порода – это очень прочный и долговечный строительный материал. В последнее время он стал считаться ещё и весьма престижным. С его помощью многие люди создают очень красивое и необычное дорожное покрытие, придавая тем самым всей благоустраиваемой территории ухоженный старо-европейский облик. Это идеальный материал для мощения дорожек и площадок возле загородного дома. Он является отличным дополнением ландшафта двора, приусадебного участка либо палисадника.
Чаще всего брусчатка представляет собой среднеразмерные бруски в форме куба или параллелепипеда. Сегодня на рынке представлены и другие формы, например, цилиндрическая. Лицевая поверхность необработанного камня может иметь мелкие отверстия (раковины) не превышающие двух-трёх мм в диаметре. Задняя сторона обычно весьма шероховатая или даже рельефная. Это позволяет материалу лучше контактировать с клеем. Зачастую, преследуя данную цель, производители на задней стороне специально проделывают борозды, с перепадом около трёх-четырёх мм.
Цветовая гамма данного минерала весьма разнообразна. Классическим цветом считается красный или бордовый, но существуют ещё и другие варианты окраски – белая, светло-серая, песчано-рыжая, светло- или темно-чёрная.
Фракция каменного агрегата варьируется от 60 до 300 мм, плотность материла – от 2400 до 2700 кг/м3, степень водопоглощения не превышает 0,5% от общей массы, пористость составляет 0,1-0,5% по объёму. Марка механической прочности находится в рамках от М500 до М1000, марка по сопротивлению удару на копре – У-75, марка по истираемости – И1, марка по морозостойкости в зависимости от породы изменяется от F150 до F350.
Материал принадлежит к первому классу по радиоактивности. Это значит, что он может быть применён в любых видах строительства без каких-либо негативных последствий для здоровья человека.
К основным положительным характеристикам брусчатки относятся превосходная износостойкость, низкое водопоглощение, отличная устойчивость к внешним неблагоприятным воздействиям (т.е. она хорошо адаптирована к нашим природным условиям), неприхотливость в уходе, а также высокая эстетическая ценность.
Основное предназначение данного камня – мощение садовых и подобных им дорожек или тропинок, подъездных площадок и других площадей. Это очень прочный, долговечный, красивый и необычный материал. Брусчатка укладывается на выровненную гравийно-песчаную подушку с зазорами между камнями от 2 до 10 мм, которые впоследствии заполняются сухим песком. Такой способ укладки не позволит дождевой воде собираться на дорожном покрытии, а присутствие в подушке гравия препятствует поднятию воды наверх. Таким образом, вымощенная площадь всегда остаётся сухой, что, во-первых, удобно в использовании, а во-вторых, продлевает срок её службы.
Натуральный камень отлично переносит перепады температур, а при естественном нагреве не размягчается, сохраняет все свои свойства и не выделяет, в отличие, например, от асфальта, вредных для организма летучих веществ. При этом не нарушается естественная потребность зелёных насаждений в водо- и газообмене.
Немаловажно, что такое дорожное покрытие не требует дополнительной (или какой-либо специальной) защиты от воздействия кислотосодержащих жидкостей и механических повреждений.
Ещё одним плюсом выступает тот факт, что при производстве каких-либо ремонтных работ любую мощёную поверхность легко можно разобрать, а по окончании ремонта уложить снова.
Широкая гамма цветов и форм материала позволяет выложить на площади необычный рисунок, а неповторимый узор камней добавит ему оригинальность и престиж.
Стоимость мощения брусчатки дороже, нежели использование бетонной тротуарной плитки или асфальта. Однако, прочность и долговечность материала не будет требовать частого ремонта и обновления.