Баррозу едет в Баку и Ашхабад: "Россия ослабла и больше не способна остановить NABUCCO"

Продолжающиеся много лет переговоры вокруг газотранспортного проекта NABUCCO, предусматривающего доставку природного газа из Каспийского региона через Закавказье в Европу, похоже, вступают в решающую фазу. Ожидается, что уже сегодня, 13 января, в Баку в рамках визита Верховного комиссара ЕС Жозе Маннуэля Баррозу между Азербайджаном и ЕС будет подписано соглашение о реализации этого проекта, активно поддерживаемого Евросоюзом и США. Ранее о готовности поставлять газ в Европу открыто заявил и президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов . Москва, уверенная в том, что проект NABUCCO — бесперспективен в силу «отсутствия ресурсной базы», внимательно наблюдает за этими маневрами. Какой будет реакция российской стороны на итоги поездки Баррозу в Баку и Ашхабад?

По мнению политолога Вафы Гулузаде , Россия в значительной степени ослабла и больше не способна препятствовать реализации проекта NABUCCO. На его взгляд, Москва настолько слаба, что сама отказывается строить Прикаспийский газопровод (Туркменистан-Казахстан-РФ), который замышлялся как альтернатива Транскаспийскому (Туркменистан-Азербайджан) газопроводу и соответственно NABUCCO. С другой стороны, считает азербайджанский эксперт, NABUCCO поддерживают США, и «если у России есть какие-либо претензии, то пусть она предъявит их Вашингтону».

«В свое время, — продолжил Гулузаде, Россия пыталась помешать реализации проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан . Официальные лица РФ безустанно повторяли, что нет смысла тратить 4 млрд. долларов США на строительство нового трубопровода, если есть уже нефтепровод Баку-Новороссийск. Однако за проектом стояли США, и потому он был воплощен жизнь. Поэтому и NABUCCO будет реализован», цитирует политолога ИА Salamnews. NABUCCO — уже реальность и в этом ни у кого не должно быть сомнений. «Россия проиграла и этот раунд схватки с Западом», — сказал политолог.

«Сейчас мы видим следующую картину: NABUCCO существенно опережает «Южный поток» из-за того, что имеет за собой консолидированную политическую поддержку практически всей Европы и США. «Южный поток» же подобной консолидированной поддержкой похвастаться не может. Кроме того, этот проект стал поддерживать Туркменистан. Что касается Азербайджана, то в вопросе реализации этого трубопровода мы уже сделали больше, чем надо, сейчас дело за Европой и, я надеюсь, он будет реализован»,- подчеркнул он.

«Энергетические вопросы давно перестали быть отдельно взятыми, они уже являются составной частью большой политики. Поэтому, визит каждого эмиссара из Европы или Америки в Баку, или Ашхабад, или Астану — означает, что речь идет не столько об экономическом, энергетическом сотрудничестве, о сфере энергоресурсов, сколько о закреплении той или иной политической стратегии. Вот и сейчас начинает вступать в новую фазу большая политическая игра, связанная с энергетическими ресурсами Каспия и прилегающих к нему регионов», в свою очередь увере
188a
н политолог Расим Агаев.

«То есть, речь идет не только об Азербайджане, не только о Туркменистане, но о широком пространстве, на которое нацелились сразу три силы. Сначала это были американцы, они достаточно прочно утвердились здесь, но у них есть мега-проект «Большой Ближний Восток», с помощью которого США хотят взять под контроль практически все то, что лежит в недрах от Багдада до Кабула. Евросоюз, который вступает в эту игру, у него свои проблемы. Он зажат в тиски российским желанием иметь равные отношения с Европой и влиять, въезжать в Европу на своей энергетической колеснице. И это ей, надо сказать, удается. А европейцы, которые избавились от атомной советской «дубинки», сейчас фактически оказались под другой российской угрозой — нефтегазовой и поэтому ищут альтернативу этому, или как бы ослабления этой зависимости. На Востоке поднимается Китай, который уже имеет перспективы договора и с Туркменистаном и с той же Россией, и уже подбирается к Казахстану. Я думаю, что в конце этого пятилетия мы увидим китайских эмиссаров и у нас, в Баку. Как стратегический плацдарм Азербайджан для китайцев особого интереса не представляет, но как страна, которая имеет свой вес и играет свою роль в Каспийском бассейне, имеет свои углеводородные запасы, а также с точки зрения проникновения на Кавказ — он может представлять интерес».

«Я думаю, что Баррозу как раз появился не случайно, что это вопрос, связанный, прежде всего, с большой политикой — первостепенной его задачей является привести в движение зависший проект NABUCCO. Это первоочередная задача, и если удастся «продавить» этот проект, тогда Европа получает ослабление позиций России в этом регионе — газовый поток идет в обход России и серьезно ударяет по ее интересам. После этого мы вправе ожидать от России соответствующих шагов — мы помним, что Москва не оставила своих попыток рассматривать постсоветское пространство как зону своих интересов», — сказал он.

Без рубрики